МБДОУ Солонцовский детский сад "Ладушки"
|
Анализ образовательной деятельности за 2016-2017 учебный годМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Солонцовский детский сад «Ладушки» общеразвивающего вида развития детей
Анализ образовательной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Солонцовский детский сад «Ладушки» общеразвивающего вида развития детей за 2016-2017 учебный год.
1. Цели и задачи работы МБДОУ на 2016-2017 уч.год
Цель работы:
Создание организационно-методических условий для реализации Федерального Государственного стандарта дошкольного образования, посредством наработки планирующей и регламинтирующей документации, лежащей в основе осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Задачи работы:
систему физкультурно- оздоровительной работы, закаливающих процедур и здоровьесберегающих технологий; оптимальную организацию двигательного режима детей в соответствии с их психофизическими возможностями, включая организованные формы обучения и совместную деятельность взрослых и детей, создание физического и психоэмоционального комфорта дошкольников.
2. Особенности образовательного процесса в ДОУ.
Образовательный процесс в МБДОУ Солонцовский детский сад «Ладушки» в 2016-2017 учебном году осуществлялся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и образовательной программой ДОУ, разработанной с учетом примерной общеобразовательной Программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Для реализации регионального компонента образовательного процесса программа дополняется парциальными программами: педагогический коллектив ДОУ использует в работе:
Педагоги ДОУ применяют современные педагогические технологии (здоровьесберегающие технологии, проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии, экологические технологии (экспериментирование)). Они широко представлены во всех направлениях деятельности ДОУ. Принципиально важной стороной в образовательной технологии является позиция ребенка, и отношения взрослого с ребенком.
3. Структура образовательного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ включены блоки: - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей; - взаимодействие с семьями воспитанников. При организации партнерской деятельности взрослого с детьми испульзуются принципы: 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.) Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. 1. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. 2. Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка. 3. Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи. 4. Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют. 5. Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Практически всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения детского экспериментирования. 6. Художественно-эстетическое развитие направлено на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию. 7. Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. 8. Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами. Организационной основой реализации Программы является Календарно - тематическое планирование (события, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.) Определены темообразующие факторы: - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.) - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям; - события, специально «смоделированные» педагогами (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?); - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т. п.); Регулярно проводимые проверки календарных планов и конспектов занятий воспитателей, посещения занятий и отдельных режимных моментов, проверки знаний детей через беседы, просмотры детских работ показали, что все эти факторы, используются воспитателями для гибкого проектирования целостного образовательного процесса. Для обеспечения образовательного процесса в ДОУ, инструктором по физической культуре разработаны рекомендации по организации оптимального двигательного режима. Воспитателями подобраны игры по интеллектуальному развитию детей. Процесс реализации образовательной деятельности носит комплексный системный характер. В соответствии с требованиями ФГОС педагог-психолог детского сада осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. В начале года с детьми подготовительной группы проводился психологический скрининг по определению готовности к обучению в школе. По результатам диагностики был намечен план коррекционной работы с детьми. В течение года проводилась как групповая, так и индивидуальная работа с дошкольниками по решению выявленных проблем. Помощь оказывали и родителям проблемных детей: помогали им справиться со сложной ситуацией, консультировали по разным вопросам. В конце года была снова проведена психолого-педагогическая диагностика детей, определяющая уровень школьной готовности каждого выпускника детского сада. Диагностика отразила позитивные изменения в подготовке детей к школьному обучению. У детей достаточно развиты мышление, память, математические представления, волевая регуляция, фонематический слух, общие умения и представления, а также те качества, которые помогут ребенку войти в совершенно новый, школьный коллектив, активно включиться в учебную и досуговую деятельность школы: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения. Таким образом, анализируя диагностические данные готовности воспитанников к школьному обучению, мы отмечаем устойчивые положительные показатели по всем компонентам психологической готовности. Анализ результатов показал, что к психологически готовы к обучению в школе 94% выпускников. Выводы: Анализ выполнения годового плана показал: - Выбор методов, способов, средств и форм организации образовательной деятельности соответствует технологиям, применяемым в ДОУ. Регулярные проверки календарных планов воспитателей, посещения занятий и отдельных режимных моментов, проверки знаний детей через беседы, просмотры детских работ позволяют считать что, программный материал усвоен детьми всех возрастов на допустимом уровне. Правильность выбранных педагогическим коллективом приоритетов и результативность работы по выполнению программы.
4. Анализ проектно-исследовательской деятельности
В ДОУ идет реализация системы обучения и внедрения технологии проектной деятельности в образовательный процесс. Педагоги ДОУ в 2016-2017 учебном году реализовали совместные (педагоги, родители и дети) проекты: 1. Проект «Веселый кенгуренок» автор: инструктор по физической культуре Черногорова А.С. (сентябрь — ноябрь 2016г.) Цель: Укрепление здоровья детей через повышение двигательной активности и привлечение родителей к их физическому воспитанию; 2. Проект «Книжкин дом» автор: воспитатель Зотина О.Ю.(декабрь — март 2016г.) Цель: развить устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним. Развивать потребность к чтению художественной литературы; 3. Проект «Юные защитники Земли» авторы: воспитатель Соловьева Ю.Е.(февраль 2016г. - октябрь 2017г.) Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.; 5. Проект «Поиграем мы в игрушки — машинки, куклы и зверюшки» автор: воспитатели Зотина О.Ю., Костенко О.С. (апрель — май 2017г.). Цель: формирование у детей знаний об игрушках (понятие, свойства, качества, функциональное назначение игрушки, способы ухода); 6. Проект «День Победы» - автор: воспитатель Шевелева Н.А.(май 2017г.) Цель: Воспитание патриотизма у дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. 7. Проект «Волшебный мяч» - автор: инструктор по ФК Черногорова А.С. (Июнь - август 2017г.) Цель: Укрепление здоровья детей через повышение двигательной активности с привлечением родителей к их физическому воспитанию. Метод проектов - это особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители знакомы с инновационной технологией, знают о её преимуществах и целесообразности использования с детьми дошкольного возраста. В настоящее время родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по реализации проектов. Родители обсуждают интересующие их вопросы с педагогами, участвуют в организации и проведении разных мероприятий. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так, же стали непосредственными участниками образовательного процесса. Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, презентаций, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.) - У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. - Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний. - Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности. - Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. - Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам. - Самостоятельно анализируют полученные результаты.
Вывод: Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей. Проектный метод позволяет воспитателю реализовать требования ФГОС ДО: воспитывать в детях самостоятельность и инициативу, организовывать совместную деятельность с родителями.
5. Анализ методической работы.
На сегодняшний день в ДОУ работает профессиональный и образованный педагогический коллектив, обладающий высоким культурным уровнем. Педагоги уверены в себе, мотивированы на получение качественного результата, обладают адекватной оценкой деятельности. В детском саду работают педагоги, имеющие высшее образование 49 % педагогического коллектива - 8 воспитателей, инструктор по физической культуре, среднее образование имеют 51 % педагогов - 8 воспитателей, 2 музыкальных руководителя. Перед педагогическим коллективом ДОУ в 2016-2017 г. стояла цель: Создать организационно-методические условия для реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Одним из шагов к созданию условий реализации ФГОС ДО - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в образовательном процессе посредством курсов повышения квалификации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Педагоги ДОУ посетили курсы повышения квалификации:
Знания, полученные на курсах оказывают большую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса по ОП ДО в ДОУ. Пополнялся и прорабатывался банк нормативно-правовой, методико-дидактической и диагностической литературы по созданию условий для реализации ФГОС ДО. А так же совершенствования профессиональной компетентности педагогов учреждения; посещения методических объединений: Методические районные объединения посещали воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. На одном из районных объединений Соловьева Юлия Евгеньевна представила проект по экологическому воспитанию воспитанников ДОУ «Юные защитники земли». В мае 2017г. на базе нашего детского сада состоялось районное методическое объединение инструкторов по физической культуре, на котором Черногорова Александра Сергеевна представила тему: «Использование фитнес-программ в образовательной деятельности ДОУ». Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в деятельности - оказание действенной помощи всем членам коллектива. Формы методической работы: Традиционные: тематические педсоветы; повышение квалификации; работа педагогов над темами самообразования; участие в конкурсах; Инновационные: проектная деятельность. Велась работа по выявлению, обобщению и транслированию передового педагогического опыта педагогов учреждения, через: - участие педагогов детского сада в конкурсах профессионального мастерства. - посещение педагогами занятий в других группах внутри детского сада; В течение года в ДОУ проведены педагогические советы на следующие темы: Установочный. «Организация работы ДОУ в 2016-2017 учебном году» (август 2016г.); «Освоение ФГОС ДО посредством организации игровой деятельности воспитанников ДОУ» (ноябрь 2016г.); «Формирование основ экологического воспитания детей в рамках реализации ФГОС ДО» (февраль 2017г.); «Итоги деятельности ДОУ за 2016-2017 учебный год» (май 2017г.). Темы педагогических советов были выбраны из предложенных педагогами ДОУ тем, для того, чтобы воспитатели могли решить трудности, возникшие при переходе на ФГОС. В течение года в ДОУ проведены консультации и семинары на следующие темы: Консультации для воспитателей: “Готовимся к педагогическому совету” (август 2016г., Плетнева Е.В.); “Планируем по ФГОС ДО” (сентябрь 2016г., Плетнева Е.В.); «Возрастные особенности и игровая деятельность детей раннего возраста» (октябрь 2016г., Плетнева Е.В.); «Развитие двигательных навыков детей в игровой деятельности» (ноябрь 2016г., Черногорова А.С.); «Проектная деятельность» (декабрь 2016г., Плетнева Е.В.); «Музыкальное сопровождение на занятиях по экологическому воспитанию детей» (январь 2017г., Винникова М.В.). Консультации для младших воспитателей: “Формирование навыков самообслуживания посредством игровой деятельности” (сентябрь 2016г., Плетнева Е.В.); “Разнообразие здоровьесберегающих технологий в работе с детьми” (май 2017г., Шестакова В.А.) Проводились индивидуальные консультации с воспитателями по возникающим проблемным ситуациям. Семинары с педагогическими работниками: Ролевая игра с элементами тренинга «Презентация знаний об особенностях развития детей разных возрастных периодов» (октябрь 2016г., Вшивкова З.В.); Презентация итогов работы над темой саморазвития (апрель 2017г., Плетнева Е.В.). Необходимым условием сохранения профессиональной компетентности педагогов является сформированная потребность в самообразовании. Каждый педагог в течение года работал по своей индивидуальной теме.
Знания и опыт, полученные в работе применяют в работе с детьми. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической просветительской работы в ДОУ. Прежде всего, создаем условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Все знания, полученные на МО, семинарах, были представлены в виде сообщений на педагогических советах и применяются педагогами в работе. Вывод: Качественный и количественный педагогический состав в детском саду соответствует требованиям осуществления воспитательно-образовательного процесса, для успешного осуществления образовательной деятельности по всем образовательным областям.
8. Участие воспитанников МБДОУ Солонцовский детский сад «Ладушки» в конкурсах различного уровня в 2016-2017 учебном году.
В 2016-2017 учебном году работе с семьей уделялось достаточно внимания. Основная цель — вовлечение семьи в совместную деятельность с детским садом. В организации работы с семьей стояли следующие задачи: оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, организация систематического обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, Проводилась работа по выявлению причин длительного отсутствия ребенка в детском саду и несвоевременной оплате за питание ребенка в образовательной организации. По данному направлению проводились индивидуальные беседы с родителями, направлялись уведомления. В течение учебного года в каждой группе проводились родительские собрания, на которых обсуждались текущие вопросы, а так же воспитатели просвещали родителей в вопросах педагогики и психологии:
Вывод: в работе с родителями есть определенные успехи, но есть и определенные трудности: ослаблена роль семейного воспитания, родители нуждаются в социальной подготовке к организации досуга и повышению педагогических знаний, низкая посещаемость родительских собраний. Многие проблемы в семьях возникают из-за ухудшения материального положения. Основная задача работы с семьей: оказать социально-психолого-педагогическую помощь по формированию у молодых людей уважительного отношения к семье, ориентации их на создание здоровой семьи, обеспечить социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. 10. Взаимодейчтвие ДОУ с различными учреждениями. Взаимодействие с сельской библиотекой. Значительное влияние на развитие интеллекта, личностных качеств, эмоциональной сферы детей дошкольного возраста оказывает детская книга. Дошкольники с удовольствием ходят на экскурсию в детскую библиотеку, гда происходит организация различных выставок детских книг, а так же знакомят детей с детскими писателями. Взаимодействие с сельской школой искусств. Основной культурой дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения искусства. Цель приемственноти с музыкальной школой — развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанного восприятия (эмоционально — оценочного отношения к произведениям искусства), что ведет к проявлению в дальнейшем желания знакомиться с шедеврами искусства, проявлять творческую активность. Взаимодействие с начальной школой. На базе ДОУ проходят родительские собрания, на которые приглашаются будующие учителя и администрация школы. На таких собраниях родители получают всю необходимую информацию и ответы на интересующие вопросы, связанные с поступлением в начальную школу. Школа проводит дни открытых дверей. В этот день будущие первоклассники (выпускники ДОУ) и их родители могут посетить школу, познакомиться в учителями и увидеть класс, в котором предстоит учиться. Вывод: Преемственность детского сада с учреждениями образования позволяет каждому дошкольнику при поступлении в школу получить квалифицированиые образовательные услуги с учетом его потребностей и пожеланий родителей, помогают обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Анализ образовательной деятельности детского сада позволил определить направления на следующий учебный год:
Опираясь на приорететы образовательной политики государства в условиях модернизации образования и запросы родителей — главных заказчиков образовательных услуг, нами определена Цель: совершенствование образовательной и воспитательной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО. Задачи на 2017 — 2018 учебный год. 1. Создать условия для социально — коммуникативного развития детей в соответствии с ФГОС ДО. 2. Создать условия для художественно — эстетического развития детей в музыкальном и хареографическом направлениях. 3. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Анализ подготовила : Плетнева Е.В., старший воспитатель МБДОУ Солонцовский детский сад «Ладушки». 21 сентября 2017 в 07:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.