МБДОУ Солонцовский детский сад "Ладушки"

Образовательная программа ДОУ

 a2a2475fb8fe829e32bd40af27f09257.jpg

1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы:

Цели:

Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Формирование культуры здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

Воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Задачи:

1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

    1. Организация оздоровительной работы с детьми на основе комплексного и системного использования доступных для ДОУ средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

    2. Формирование уважения к традициям своего народа и людям труда.



1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы дошкольного образования:

1) Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) Сотрудничество Организации с семьей;

6) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

9) Учет этнокультурной ситуации развития детей;

10) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

11) Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

12) Принципинтеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

13) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.


Подходы:

1) Культурно-исторический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом. В культурологической парадигме, возможно, рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка.

2) Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

3) Деятельностный подход, (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность.


Исходя из концептуальных положений культурно – исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, содержание Программы обеспечивает в целом:

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

- формирование у детей адекватной картины мира;

- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

- развитие позитивного эмоционального отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

- развитие потребности в реализации творческих способностей.


1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольноговозраста

Приложение 1


1.2. Планируемые результаты освоения Программы:

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Специфика дошкольного возраств (гибкость, пластичность развития, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а так же системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) деляют неправомерным требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми;

- проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;

- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация);

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской 19 деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, 20 истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.


Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Приложение 2


2. Содержательный раздел:


2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.


2.1.1 Социально-коммуникативное развитие направлено на:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

Развитие уверенности в себе, чувства собственного достоинства, положительной самооценки. Знакомить детей с возможностями здорового человека.

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я - ты- мы»

М.: Просвещение, 2013


О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Я, ты, мы Социально – эмоциональное развитие детей 3-6 лет.

М.: Просвещение, Дошкольное воспитание, 2013

О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Я, ты, мы. Какой ты 3- 4 года. Пособие для младшего дошкольного возраста.

М.: Просвещение, Дошкольное воспитание, 2013

О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Я, ты, мы. Как вести себя 4-6 лет.

М.: Просвещение, Дошкольное воспитание, 2013

О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Я, ты, мы. Мы все разные 5-6 лет

М.: Просвещение, Дошкольное воспитание, 2014


2.1.2. Познавательное развитие направлено на:

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  2. Формирование познавательных действий, становление сознания;

  3. Развитие воображения и творческой активности;

  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

  5. Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и национальных праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

  6. Формирование представления об активности и отдыхе, о пользе закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.


Программное обеспечение


Методическое обеспечение


























Формирование целостной картины мира

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей, средней группе детского сада. Конспекта занятий. – М.; Мозаика-Синтез, 2010.

Зацепина, М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. / М.Б Зацепина.-М.:Мозаика-Синтез, 2008

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала: конспекты занятий/ Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Л.Г. Петерсон Е.Е. Кочемасова Игралочка. Математика для детей 3-4 лет, (5-6лет, 6-7 лет)

М.: Ювента, Математика для дошкольников, 2014.- 80с

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей, средней, старшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Кравченко, И.В. Прогулки в детском саду: метод. пособие / И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова ; под ред Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М. :ТЦ «Сфера», 2011.-176с.


2.1.3 Речевое развитие направлено на:

  1. Владение речью как средством общения и культуры;

  2. Обогащение активного словаря;

  3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  4. Развитие речевого творчества;

  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

  8. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи;

  9. Воспитание умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение.

Программное обеспечение

Методическое обеспечение


Варенцова, Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет : пособие для педагогов/ Н.С. Варенцова. – 2-е изд., испр. И доп. –М.: Мозаика-Синтез,2009. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников

О.С. Ушакова ТЦ Сфера, 2014.-208с

Е.Л Агаева Чего на свете не бывает? Занимательное игры для детей до 6 лет. -М: Просвещение, 2011. -64с.

Максаков, А.И. Учите, играя: игра и игровые упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателей детского сада / А.И. Максакоа. 2-у изд., испр. И доп. –М.: Просвещение, 1983


2.1.4 Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру;

  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;

  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

  6. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

  7. Приобщение детей к музыкально-художественному творчеству родного края, через знакомство с творчеством писателей, художников, композиторов Красноярского края.


Программное обеспечение

Методическое обеспечение


Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. –М.Просвещение, 1985.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей, средней, старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез,2010.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Голоменникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.


2.1.5 Физическое развитие направлено на:

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

Развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

Развитие эмоциональной свободы, физической выносливости, смекалки, ловкости.


Программное обеспечение

Методическое обеспечение

Л.Д. Глазырина «Физическая культура -дошкольникам»

М.: Владос, 2011.


Глазырина Л.Д. Физическая культура в младшей группе детского сада. М.: Владос, 2011.

Глазырина Л.Д. Физическая культура в подготовительной группе детского сада. М.: Владос, 2012.

Глазырина Л.Д. Физическая культура в средней группе детского сада. М.: Владос, 2013.

Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. М.: Владос, 2013.

В.И. Дубровский. Точечный массаж.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010;

Э.Я. Степанкова. Физическое воспитание в детском саду. / Элементы Программы воспитания и обучения в детском саду.

М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. Дыхательная гимнастика по методу Н.Н. Стрельниковой.

В.П. Праздников. Закаливание детей дошкольного возраста.


2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

В образовательных областях используются следующие формы работы с детьми:


Образовательные области

Формы работы

Социально-коммуникативная

игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные).

беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги

Речевая

рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театр. игры, различные виды театра.

Познавательная

наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры

поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд

игры-конструирования из конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала на основе модели, условий, образца, замысла, темы, чертежей и схем; сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

Художественно-эстетическая

мастерская, творческие проекты эстетического содержания, студия, кружок,

слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры под музыку, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале.

Физическая

утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале




В процессе организованной образовательной деятельности, так же, как и в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды деятельности:


Младший возраст (2 - 3 года)

Дошкольный возраст (3 года - 7 лет)

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

двигательная активность;

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.



игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка;

восприятие художественной литературы и фольклора;

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).


С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта можно выделить следующие группы методов реализации Программы:


Группа методов

Основные методы

Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности.

образовательная ситуация;

игры;

соревнования;

состязания.

Методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности

приучение к положительным формам общественного поведения;

упражнение;

образовательные ситуации (общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим).

Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности

рассказ взрослого;

пояснение и разъяснение;

беседа;

чтение художественной литературы;

обсуждение;

рассматривание и обсуждение;

наблюдение.


Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно - гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно - ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико- ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание, исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.


Формы организованной образовательной деятельности

Формы

организации

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми

Групповая (индивидуально-коллективная)

Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера.

Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения

Отдельной формой организованной образовательной деятельности, используемой в образовательном процессе , являютсяигровые обучающие ситуации, в которых выделяют три типа:

- игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами(изображения животных и растения) позволяют провести сопоставление живого объекта с неживым аналогом (по внешнему облику и способу функционирования (поведения));

- игровые обучающие ситуации с литературными персонажамипостроены на использовании кукол, которые являются персонажами сказок и могут, вовлекая детей в общение с ними, активизировать познавательную деятельность дошкольников, обобщить и закрепить полученные знания;

- игровые обучающие ситуации-путешествия, в процессе которых дети выступают в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, воспроизводят ситуации экологического наблюдения и исследования, обсуждают и решают проблемные ситуации, систематизируют свои впечатления в продуктивных видах детской деятельности (лепке, аппликации, рисовании).


2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка. Такие умения включают в себя готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

Содержание, качество и направленность его действий и поступков;

Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;

Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;

Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы определяется взрослыми. Спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - необходимые условия для нормальной образовательной деятельности и развития каждого ребенка.

Деятельность детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной событиями, но не должна быть напряженной.

Чтобы обеспечить такую благоприятную атмосферу в группе, педагог дошкольного образования должен обладать необходимыми общекультурными компетенциями. Манера поведения с детьми должна быть ровной, а отношения с каждым ребенком доброжелательными и безоценочными.


Методы и способы организации культурных практик

Методами реализации культурных практик в непосредственно образовательной деятельности с детьми являются:

Передача учебной информации педагогом и восприятие ее детьми средствами слушания, наблюдения, практических действий; словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.); наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.); практический;

Усвоение нового материала детьми путем активного запоминания, самостоятельных размышлений, исследований или решения проблемных ситуаций;

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога.

Методы реализации культурных практик в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.

Первая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые здесь: наглядно-практические, сериации и классификации, формирование ассоциаций и установление аналогий, выявление противоречий. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.

Вторая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые в этой группе словесные, практические и игровые. Основные формы реализации организация самостоятельной деятельности детей и подгрупповые занятия.

Третья группа - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов – экологические опыты и экспериментирование, развитие творческого мышления и конструирования. Основные формы работы - конкурсы детско-родительского творчества, организация подгрупповой работы детей в лаборатории.

Четвертая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые в этой группе диалоговые и методы экспериментирования. Основные формы работы – организация детских выставок, организация проектной деятельности.


Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Физкультминутки

Ритмическая разминка

Акробатика

Игровая

Сюжетно- ролевые игры

Игры с правилами

Дидактические игры

Театрализованные игры

Пальчиковый театр

Настольный театр

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание



2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.


Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

— самостоятельные опыты и эксперименты и др.

— развивающие и логические игры;

— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

— музыкальные игры и импровизации;

— самостоятельная деятельность в книжном уголке;

— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;


2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;

поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.


3-4 года

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка.

Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.

Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.

4 – 5 лет

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.

Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).

Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.

Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5 – 6 лет

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).

Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

6-7 лет

Приоритетная сфера инициативы – научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы

Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

Обращаться к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

24 апреля 2017 в 07:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.